Несколько слов об этике охотника

Тема в разделе "Общение", создана пользователем Petr, 9 мар 2010.

  1. Petr

    Petr Новый пользователь

    Сообщения:
    67
    Кроме требований правил охоты, рыбной ловли и правил техники безопасности при производстве охот, выполнение которых каждым строго обязательно, существуют еще традиционно сложившиеся нормы поведения охотника и рыболова. В целом это, конечно, те же нормы, которые присущи любому культурному человеку в отношениях с другими людьми, по отношению к животным и к объектам дикой природы вообще. Однако, например, в силу специфики занятия охотой - наличия в руках человека оружия, то есть средства повышенной опасности, нахождения его зачастую один на один с окружающей природой, где единственным контролером действий является собственная совесть, нормы поведения охотника имеют свои особенности.

    Во-первых, каждый охотник, в той или иной мере пользуясь объектами природы, обязан компенсировать причиненный ей ущерб. Такая компенсация может быть разнообразной. Это и активное участие в мероприятиях по охране природы, личное трудовое участие в проведении биотехнических мероприятий - заготовке кормов для подкормки диких животных, устройстве кормушек, солонцов, искусственных гнезд и т.п. Это и внесение денежных средств на ведение охотничьего хозяйства в виде платы за путевки и лицензии, членских взносов в общества и т.п.

    Каждый охотник обязан пропагандировать правила охоты и показывать личный пример в строгом их выполнении, вести разъяснительную работу среди других охотников и местного населения о необходимости бережного отношения к природе.

    Он не может спокойно проходить мимо фактов браконьерства, случаев нанесения ущерба природным богатствам.

    Традиционно сложившаяся культура охоты у нас определенным образом отличается от культуры охоты в западных странах. Она несколько проигрывает в ритуалах, сопровождающих процесс охоты, изысканности охотничьей одежды, охотничьих принадлежностей. Видимо, это определилось тем, что охота в России во все времена была более доступна самым широким слоям населения. Однако это же, а также наличие значительно большего количества различных видов охотничьих животных, определило разнообразие способов русской охоты. В подавляющем большинстве охота у нас либо индивидуальна, либо предполагает участие двух-трех-четырех близких товарищей, действующих в тесном контакте. В отличие от коллективной охоты, более распространенной на западе, это позволяет шире проявлять на охоте личную творческую инициативу, гораздо глубже познавать повадки животных, законы и тайны природных явлений, использовать эти знания для достижения успеха на охоте.

    Наш российский охотник, как правило, достаточно пренебрежительно относился к красоте своего охотничьего костюма, но высоко чтил качество охотничьего оружия и специального снаряжения. Вот что пишет Л.Н.Толстой в романе "Анна Каренина" о сборах на охоту богатого барина князя Облонского Степана Аркадьевича с товарищами: "Степан Аркадьевич был одет в поршни и подвертки, в оборванные панталоны и короткое пальто. На голове была развалина какой-то шляпы, но ружье новой системы было игрушечка, и ягдташ и патронташ, хотя истасканные, были наилучшей доброты. Васенька Весловский не понимал прежде этого настоящего охотничьего щегольства - быть в отрепках, но иметь охотничью снасть самого лучшего качества".

    Однако, конечно же, и своей одежде, охотнику следует уделять самое пристальное внимание. Она должна соответствовать сезону охоты, погодным условиям, быть хорошо подогнанной, не мешать движениям, не создавать лишнего шума при передвижении, например, в зарослях. Внешний вид охотника не должен вызывать неприязни как у товарищей по охоте, так и у других людей, встречающихся с ним. Совершенно не допустимо, особенно городским охотникам, появляться в общественных местах после охоты в одежде запачканной грязью или, тем более, со следами крови на ней или на рюкзаке, в котором лежит добытая дичь.

    Многие виды охоты не возможны без соответствующей маскировки. Поэтому хороший охотник должен иметь маскировочные костюмы для зимней и для осенней охоты, особенно это необходимо при коллективной охоте, например, на копытных животных, где от действий одного человека порой зависит успех всей команды. Можно привести такой пример. При проведении зимней загонной охоты на лося в команду охотников попал новый человек. Ранее не бывая на таких охотах, он прибыл совершенно не подготовленным. Мало того, что новое помповое ружье было никак не пригодно для стрельбы по крупному зверю. При температуре воздуха около минус двадцати градусов, одет он был в легкую кожаную куртку, джинсы, кроссовки и спортивную шапочку. Уже через час охоты только один вид этого промерзшего насквозь "охотника" вызывал у всей команды уныние, а его постоянные намеки, что пора возвращаться на базу, никак не способствовали успеху охоты.

    Отсюда еще один вывод - нужно внимательно подходить не только к подбору своего охотничьего снаряжения, но и товарищей по охоте. Особенно важно иметь хороших, надежных напарников при многодневных охотничьих походах в тайге, в горах, на больших водоемах, где практически всегда возникают какие-то экстремальные ситуации и от действий охотников зависит не только успех охоты, но, нередко, и само их здоровье, жизнь.

    Среди охотников всегда почиталось глубокое "знание охоты". Это достаточно широкое понятие, включающее знание охотничьего оружия, снаряжения, повадок диких животных, тонкостей различных способов охоты. Для непосвященного человека охота - это хождение в лесу, в поле, по болоту с ружьем. Выскочит дичь - стреляй. Да и практически каждый охотник в юности начинал с этого. Но в дальнейшем охота для настоящего охотника приобретает особый смысл. Со временем у каждого появляются любимые виды охоты, которые он познает до тонкости. Только в этом случае охота становится не просто добычей куска мяса, а настоящим искусством, процессом, приносящим радость и удовлетворение, часто даже независимо от количества добытой дичи.

    Говоря о культуре охоты, следует отметить, что безусловно охотник, владеющий охотничьей собакой любой породы, имеет преимущества перед другими охотниками. Конечно, в современных условиях, к сожалению, трудно содержать и готовить хороших охотничьих собак, особенно горожанам. Отсюда, например, постепенное затухание самой поэтической русской охоты - охоты о гончими. Содержание этих собак требует особых условий. Но, будем надеяться, что настоящие охотники на Руси никогда не переведутся, и наше отечественное охотничье собаководство еще получит новый расцвет.

    Каковы же нормы поведения охотника при нахождении его в охотничьих угодьях? Прежде всего необходимо сказать, что настоящий охотник всегда уважительно относятся к дичи и к трофеям. Что это значит? Охотник не должен пользоваться бедственным положением зверей и птиц для их добычи, например, при половодье, гололедице, режущем снежном насте, засухе, когда дичь собирается у единственного источника воды, и в других подобных случаях. Настоящий охотник не будет стрелять по линяющим не способным к полету птицам, хлопунцам, матке, пытающейся отвести охотника от птенцов. Недопустима стрельба весной по самкам, и в любое время года по птицам и зверям, на которых охота закрыта, по животным, не относящимся к охотничьим видам.

    Никогда нельзя стрелять зверя или птицу в том случае, когда заранее знаешь, что взять их будет невозможно. Чаще всего это бывает при охоте на водоплавающую дичь, когда охотник должен выбрать место для стрельбы так, чтобы битые птицы не падали в крепи, где их не найти.

    Если сделан подранок, будь это зверь или птица, охотник должен принять все возможные меры, чтобы добрать его, даже в том случае, если временно придется прекратить стрельбу по другим возможным трофеям.

    Недопустима неприцельная стрельба по стае пролетающих птиц, а также стрельба по дичи на расстоянии, превышающем предел прицельного убойного выстрела данного оружия. В подавляющем большинстве случаев такая стрельба не обеспечивает поражения цели, но приносит уходящих подранков, которые в дальнейшим бесцельно погибают.

    При охоте на копытных животных нельзя стрелять самку, имеющую теленка или поросят, так как потеря матери чаще всего приводит к их гибели.

    Культурный охотник всегда в душе гордится своей добычей, но никогда не будет хвастать ею перед другими. Показывая добытых животных, он не будет небрежно швырять их тушки. Пока находится в поле, отмоет, очистит дичь от крови и грязи, аккуратно уложит в ягдташ или рюкзак. Он не скажет: "убил" зайца или утку, а, как правило, "взял", "отстрелял", "добыл", "снял в лет". Охотник поздравит удачливого товарища не "с добычей", а "с полем", то есть со счастливым процессом полевания (охоты).

    Особо следует сказать о правильных взаимоотношениях между охотниками. Общепринято, что при большом количестве охотников в определенном месте угодий, право выбора места охоты или отдыха зависит от очередности их прибытия с учетом того, чтобы не находиться близко друг от друга и не мешать охоте товарищей. Нельзя становиться или бродить около чужого шалаша или скрадка, перекрывать пути подлета дичи к нему, мешать охотнику, скрадывающему дичь. При облавной охоте нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний номер.

    Безусловно, всем охотникам должны быть присущи товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка. Опытный охотник всегда словом и делом поможет молодому. И совершенно естественно, между охотниками должно быть полное доверие и взаимопонимание. Охотник никогда не подойдет к чужому биваку, если нет хозяина. Размещаясь в охотничьей избушке, где останавливаются многие охотники, он никогда не позволит себе что-то испортить здесь, а уходя всегда оставит запас дров, соль, спички, по возможности сухари или другие продукты.

    Там, где ведется самоловный промысел, охотник никогда не пойдет по чужому путику, не подойдет к чужому капкану или ловушке, наткнувшись на пойманною в чужую ловушку зверя охотник может умертвить его, а затем укрыв от хищников, оставит на месте, но не в коем случае не присвоит себе чужую добычу.

    Существуют обычаи вежливости при охоте с собаками. Если охотник непредумышленно застрелил зайца из-под чужой собаки, он непременно отдаст трофеи владельцу собаки. Тот по традиции возвращает патрон как бы в знак благодарности и возмещения за затрату заряда. При охоте двух-трех охотников с одной подружейной собакой они уславливаются об очередности стрельбы.

    Не этичны споры о том, кто добыл данный трофей. Принято считать, что копытного зверя и другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который произвел выстрел, остановивший и положивший зверя. Заяц, утка или другая мелкая дичь принадлежит охотнику, после выстрела которого был прерван бег или полет.

    Воспитанные охотники никогда не допустят лишней стрельбы в угодьях, а также криков и ненужного шума. Все это не совместимо с настоящей охотой. Если необходимо пристрелять ружье или потренироваться в стрельбе, то делать это следует по окончании процесса охоты, в месте, соответствующем требованиям правил техники безопасности. Это либо далеко просматриваемая открытая площадка, либо вал, насыпь земли, склон оврага и т.п. Ни в коем случае нельзя вешать мишень на дерево на уровне роста человека.

    Что касается шума на охоте, то можно привести такой пример. В период весенней охоты в место, представляющее собой обширную зарастающую вырубку прибыла на автобусе команда охотников около 15 человек, чтобы постоять на вечерней вальдшнепиной тяге. Каждый знает, что эта охота настоящий праздник для охотника, особенно городского - первое общение с просыпающейся после долгой зимы природой. Основная ее прелесть в возможности послушать весенние голоса птиц, услышать хорканье и цвирканье вальдшнепов.

    Охотники заняли облюбованные места, в лесу воцарилась тишина. Но тут к участку охоты подошли еще трое. Расположились недалеко друг от друга. Уже через пять минут кому-то из них надоело стоять. Раздался клич: "Вася, наливай!". А еще через пять минут окрестности оглашали пьяные голоса. Охота, которая длится всего 20-30 минут, и ради которой люди специально приехали издалека, для всех охотников, находившихся поблизости, была испорчена.

    Вообще, пьянство на охоте недопустимо. Мало того, что нетрезвый человек не может правильно оценивать обстановку и сам процесс охоты становится для него бессмысленным, наличие оружия в руках пьяного делает его крайне опасным для окружающих. Статистика свидетельствует, что более 90 процентов несчастных случаев, происходящих на охоте, связано с употреблением алкогольных напитков.

    В этике охотника и рыболова много общего. Как и охотник, рыболов не усядется на занятое другими место, не тронет снастей и добычи других рыболовов, не проплывет на лодке вблизи чужих расставленных удочек, без разрешения не просверлит лунку ближе пяти метров от лунок товарища, у которого пошел клев.

    Немного об общей культуре людей, находящихся в угодьях. К сожалению, еще иногда приходится видеть простреленные дробью дорожный знак, какую-нибудь указательную табличку на железной дороге или в подобных местах. Приходилось видеть и поломанные случайными неорганизованными рыболовами охотничьи шалаши, лодочные причалы, искусственные гнезда для уток, сделанные егерями охотничьего хозяйства. И даже сожженные охотничьи и рыболовные избушки. Случалось слышать и грубые перебранки, вплоть до драки, между охотниками и рыболовами, якобы мешающими друг другу заниматься своими делами (и это на огромном водоеме!). Люди, допускающие такие поступки, не могут быть названы не только культурными, но и вообще нормальными людьми.

    Культурный человек никогда не оставит после себя на биваке груду мусора, консервных банок, тем более битых бутылок. Встретив в лесу какие-либо лесохозяйственные или биотехнические сооружения, он не повредит их. Если в силу сложившихся обстоятельств придется воспользоваться для обустройства ночлега сеном или соломой, то он прежде всего подумает о труде людей, заготовивших это сено или солому, и сделает так, чтобы стог или копна остались целыми, а не гнили в последующем под дождем.

    Даже в тайге, не говоря уже о малолесных районах, прежде чем срубить дерево для костра, шеста, плота или для других нужд, следует сначала осмотреться, подумать и рубить то дерево, которое в силу естественных причин уже не имеет перспектив для роста, а не выбирать самое красивое, стройное и здоровое.

    Место для костра нужно выбирать так, чтобы он не явился источником пожара, а уходя обязательно залить костер водой или засыпать землей до полного затухания.

    Находясь на усадьбе хозяйства, следует соблюдать установленный там порядок, чистоту, правила общежития, бережно относиться к инвентарю.

    Соблюдение всех вышеперечисленных норм не потребует больших усилий, но сделает охоту и рыбалку не только увлекательным, но и приятным, доставляющим глубокое удовлетворение процессом, не вызовет негативного отношения у окружающих.

    Источник
     
  2. Kurt

    Kurt Бес-искусатель

    Сообщения:
    8.762
    о чем там вкратце?
     
  3. Доцент

    Доцент Известный пользователь

    Сообщения:
    4.966
     
  4. Kurt

    Kurt Бес-искусатель

    Сообщения:
    8.762
    пьянство на охоте и охотица пьяным это разные вещи.. мне так думаецо
     
  5. Petr

    Petr Новый пользователь

    Сообщения:
    67
    Как правило пьянство на охоте перерастает в "охотица пьяным" и по нарастающей.
    Но там не только о пьянстве... :lol:
     
  6. рюмка

    рюмка Nunc est bibendum

    Сообщения:
    1.051
    на охоте не выпей (наверно самое сложное)
    подранка не сотвори (вот! согласна)
    к прикормленной лунке соседа не приближайся
    на чужую добычу собаку не разивай
    бериги природу, мать твою (это к Стенли)
    а кто против живота пойдёт - тому порицание
     
  7. Shturman Vasya

    Shturman Vasya Нафигатор-Экзорцист

    Сообщения:
    1.378
    Скока водки не пей, все равно организм на 90% состоит из воды. :lol:
     
  8. Григорич

    Григорич Новый пользователь

    Сообщения:
    243
    На охоте не выпить это нонсенс.
    Пить во время самой охоты это безрассудство.
     
  9. Григорич

    Григорич Новый пользователь

    Сообщения:
    243
    Каждый охотник обязан пропагандировать правила охоты и показывать личный пример в строгом их выполнении, вести разъяснительную работу среди других охотников и местного населения о необходимости бережного отношения к природе.

    Что-то я ни как не могу это себе представить, особенно разъяснять местным о бережным отношении к природе.
    Начнешь их учить, последствия будут непредсказуемые. В чужой монастырь со своим ....

    Отсюда, например, постепенное затухание самой поэтической русской охоты - охоты о гончими. Содержание этих собак требует особых условий. Но, будем надеяться, что настоящие охотники на Руси никогда не переведутся, и наше отечественное охотничье собаководство еще получит новый расцвет.

    За гончими, даже настоящему охотнику пешим ходом не угнаться. А содержать помимо собак и лошадей еще, среднестатическому охотнику не по карману
     
  10. Доцент

    Доцент Известный пользователь

    Сообщения:
    4.966
    Улыбнуло.

    зы. вспомнил старый анекдот с похожим выводом.
    Лежат два старых охотника на привале, а рядом корова мочится долго так... Смотрел на нее один охотник и говорит - Вот так и человек, живет-живет, а потом Бац и нету...
     
  11. Григорич

    Григорич Новый пользователь

    Сообщения:
    243
    Много сказано об этики охоты и рыбалки при наличии всех разрешительных документов. Хотелось бы услышать мнение бывалых охотников и рыбаков. Например: будет ли этично воспользоваться временными трудностями животных в плане маскировки, как охота по свежевыпавшему снегу, ведь у фазана или зайца нет шансов избежать шулюма. Или по первому сильному морозу, когда все копытные выходят из камышей на барханы (имеется ввиду прибалхашье) где незатопленых мест совсем мало и они как на ладони и будете ли Вы довольствовться одним животным когда есть возможность добыть более. И почему многие категорически отвергают сети из лески, считая себя большими моралистами, когда сети вообще запрещены. Какая-то половинчатость. Или например, поставили Вы капкан или петлю на волка, а попался подсвинок, неужель отпустите, мотивируя тем, что у вас нет лицензии?
     
  12. Доцент

    Доцент Известный пользователь

    Сообщения:
    4.966
    Я бы не сказал, что свежевыпавший снег является *трудностями* для дичи... Особенно для фазана и зайца. Хоть и видны следы на снегу, но не так просто вытоптать дичь под выстрел.
    А что касается охоты на дичь оказавшуюся в бедственном положении (наводнение, пожар, наст...) то закон запрещает такую охоту, и конечно же это не этично для нормального человека.
     
  13. Григорич

    Григорич Новый пользователь

    Сообщения:
    243
    Если рано утрм после снега Вы, обнаружите свежий след зайца или фазана, знайте они находятся в 10-20 метрах от вас и не шевелятся. Так уже у них заведено при приблежении опасности они редко спасаются бегством и только когда опосность окажется в трех метрах фазан взлетает
    И второе я, не имел ввиду стихийное бедствие, я имел ввиду корку льда тол. 2-3см, по которому вожаку стада не пройти, и по закону природы наступает 2 раза в году
     
  14. robopak

    robopak Известный пользователь

    Сообщения:
    2.110
    В жизни всякое бывает, например Вы приобрели путёвку на фазана в среду, а в пятницу вечером или ночью прошёл снег, и что, отказываться от охоты, пусть путёвка пропадает, настрой коту под хвост? Всё равно поедите, вот для того и существуют квоты на выборку животных из природы, какие бы благоприятные условия не были, брать надо столько, сколько написанно в путёвке, исключения только случайный отстрел, когда одним выстрелом сбиваешь две утки при остатке по разрешению одной.
     
  15. Борис

    Борис Известный пользователь

    Сообщения:
    1.952
    Не факт!!! Довольно часто, фазан ,услышав приближение опастности (разговор охотников между собой и тг...)за 70-100м будет сваливать,и хрен взлетит,особенно зимой. потому что стрелянный! Заяц, когда на морозе снег скрипит или галька под ногами шуршит,поднимается далеко,с глаткого не достанеш!
     
  16. Доцент

    Доцент Известный пользователь

    Сообщения:
    4.966
    Ну и что с того, что Вы отстреляете норму по пороше или чернотропу? Что не этичного? Еще раз повторю, что если даже есть свежий след - это совсем не гарантирует того, что дичь будет добыта.
    2. Я, тоже не говорил про стихийные бедствия. Я говорю о бедственном положении...
    зы. а почему корка льда тол. 2 - 3 см наступает только 2 раза в году? И почему именно вожаку стада там не пройти... Что ли, стадо зайцев или фазанов (вроде о них Вы вели речь в начаале) :) Сори за мой французский.
     
  17. Григорич

    Григорич Новый пользователь

    Сообщения:
    243
    Если бы дичь сваливала, услышав приближение опасности до 10-15м, то все легавые переквалифицирвались бы в гочаков на ранней стадии становления породы.
    Мне кажется, что свежевыпавший снег не скрипит, или я не там хожу? :)
     
  18. Григорич

    Григорич Новый пользователь

    Сообщения:
    243
    А с того, что отстреляв положенную норму с запасом за пару часов Вы, что поедете домой или останетесь еще на пару дней любоваться природой? Ну, очень интересно :)
    А стадо зайцев и фазанов во главе с вожаком. :wacko: Очень смешно!
    Ну ,а про корку льда в два раза в году и почему кабаны их бояться, то догадайтесь с двух раз :rofl:
     
  19. Доцент

    Доцент Известный пользователь

    Сообщения:
    4.966
    Ну давай по порядку.
    1. В этом году на открытии утки, отстрелялся на первой зорьке от души (норму выполнил). Следующие два дня посвятил удочке, любованию природой и легким напиткам. Рыжий, тому свидетель. Кстати, он еще сходил разок на вечерку и тоже зачехлил оружие. Хотя были мы на охоте трое суток и жили не за бесплатно...
    2. Про стадо и вожака - это Ваше. А до того, речь вроде шла о фазанах и косых
    3. Не могу догадаться, почему корка льда толщиной 2 - 3 см наступает два раза в году. Бывают оттепели и снова холода...
     
  20. Григорич

    Григорич Новый пользователь

    Сообщения:
    243
    Я, это имел ввиду, когда писал о корке льда.
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей